ManageExpert.ru

Успешный менеджмент

Знание людей - основа управления

Умение работать с людьми - это важнейшее качество, которым должен обладать руководитель. В современных условиях его значение еще более возрастает. Русские люди способны решать самые сложные задачи по освоению достижений научно-технической революции, совершенствованию экономического механизма хозяйствования и др. Но чем богаче личностно-деловые качества людей, тем более совершенной должна быть "технология" общения с ними. Многие руководители, и особенно молодые, сталкиваются с серьезными трудностями, решая связанные с этим вопросы. Отсюда и обостренная потребность у них в психологических знаниях, с помощью которых можно разобраться в сложном механизме человеческого поведения, в условиях, которые предопределяют чувства и мысли людей, влияют на их ценностные ориентации и мотивы действий.

Говоря о целях психологической подготовки руководителей, важно подчеркнуть необходимость формирования их практического психологического мышления, которое является важной составляющей так называемого социального мышления руководителей. Если говорить о сверхзадаче психологической подготовки, то ею должно стать формирование руководителя как практического психолога, способного на высоком научном уровне решать практические психологические задачи, то есть так управлять своими подчиненными, чтобы иметь высокий уровень дохода, а также, что немаловажно, поддерживать "благоприятный климат" внутри коллектива.

В индивидуальной деловой беседе конфликт необходим как регулятор отбора новых более прогрессивных идей. Конфликты неизбежны, но они могут быть существенно разными. Психологи различают два типа конфликтов: КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕСТРУКТТИВНЫЕ.

В настоящее время единой классификации характеров нет. Положение дел в этой области знаний можно сравнить с положением в описании химических элементов до создания Д. И. Менделеевым периодической системы. Однако можно отметить, что многие представления вполне установились.

Виктор Николаевич С. пришел в цех, когда ему было 23 года. Сразу же обратил на себя внимание восторженным отношением к людям, повышенной доброжелательностью, общительностью. Он быстро перезнакомился со всеми, одинаково дружелюбно относясь и к тем, кто состоял между собой в неприязненных отношениях. О нем говорили: "Душа парень". Вскоре, однако, возникли нарекания по работе: многое из того, за что он брался, не доводил до конца. В частности, оказалась без внимания рабочая документация. Таков гипертимный тип. Основная рекомендация ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, имеющих подчиненных с таким типом характера - не побуждать их сдерживаться, а попытаться создать такие условия труда, которые позволяли бы выразить бурную энергию в работе, подробнее.

Из конфликтных и патовых ситуаций можно выйти только с помощью диалектических методов. Меняясь ролевыми функциями или просто меняясь местами, руководитель и его сотрудники должны видеть и понимать стоящие проблемы с различных позиций. Этот подход невозможен без понимания и другого обстоятельства. Уже нет борьбы. Есть стремление найти решение, полезное и приносящее успех всем, общее согласие по поводу цели. Наше традиционное воспитание до сих пор противоречит взаимной информации и общению между людьми. Постоянное требование "прекратить разговоры!" приводит к односторонней коммуникационной схеме. Например, школьный опыт показывает, что самостоятельные занятия повышают внимание школьников, ускоряют освоение программы и формируют преподавателя. Так и на предприятии - руководителю надо искать новые пути. Ради эксперимента, можно на один день поменяться ролями: руководитель предприятия займет, скажем, место менеджера и так далее. Таким образом, каждый из сотрудников будет знать особенности и трудности деятельности своего коллеги.

Важность психологической подготовки руководителей особенно возросла в последние годы, когда большое внимание стало уделяться активизации человеческого фактора па производстве и в общественной жизни в целом. Дело в том, что невозможно повысить производственную и социальную активность человека без учета закономерностей организации его психической жизни. Это касается как трудовой деятельности исполнителей, так и самоорганизации деятельности руководителей.