ManageExpert.ru

Успешный менеджмент

Исследование ценностно-мотивационной структуры личности трудовых коллективов

В дальнейшем методом сравнительного анализа выявляются общие закономерности группирования индексов значимости ценностей и сфер в различных организациях.

Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности.

Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

Перечень жизненных ценностей включает следующее.

1. Развитие себя – познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

2. Духовное удовлетворение – руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

3. Креативность – реализация творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

4. Активные социальные контакты – установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

5. Собственный престиж — завоевание признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

6. Высокое материальное положение — обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

7. Достижение — постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

8. Сохранение собственной индивидуальности — преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Самобытность человека вырабатывается относительно основных ценностей, признаваемых в обществе. Но личностные ценности могут и не воспроизводить точную копию ценностей общественных.

Предложенные ценности относятся к разнонаправленным группам: духовно-нравственные и эгоистически-престижные (прагматические) ценности . Это концептуально важно для определения направленности деятельности личности или группы. К духовно-нравственным ценностям относятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. Соответ ственно, к эгоистически-престижным (прагматическим) ценностям относятся: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. Они, в свою очередь, отражают эгоистически-престижную направленность личности.

Обозначения:

• духовно-нравственные ценности обозначаются как 1-я группа;

• эгоистически-престижные ценности – как 2-я группа.

При всех низких баллах направленность личности неопределенная, без выраженного предпочитаемого целеполагания. При всех высоких баллах направленность личности противоречивая, внутриконфликтная. При высоких баллах ценностей 1-й группы направленность личности является гуманистической, 2-й группы – прагматической.

При суммировании цифровых значений в выделенных зонах получаются общие показатели по основному перечню ценностей мотивационно-ценностной структуры каждого члена трудового коллектива в исследуемых организациях. На следующем этапе нужно вычислить средние значения, характеризующие общую ценностно-мотивационную структуру каждого трудового коллектива в целом.

Данная мера позволит впоследствии произвести сравнительный анализ результатов исследуемых организаций на предмет выявления закономерностей группирования ценностей в различных организациях.

В процессе анализа полученных результатов было установлено, что ценностно-мотивационная структура личности работников является выражением их потребностей, сформированных под воздействием социально-экономической среды организации, внутри которой они находятся, и в соответствии с экономическим мышлением индивидов. При этом социально-экономическая среда формируется под воздействием социокультурного пространства, внутри которого находятся и организация, и ее работники. Таким образом, были выявлены положительные и сильные взаимосвязи между тремя данными элементами.

Полученные результаты исследования представим в виде описания механизмов и причин установления взаимосвязи исследуемых элементов, отр

Перейти на страницу: 1 2 3