ManageExpert.ru

Успешный менеджмент

Правила внутреннего трудового распорядка

Режим рабочего времени и времени отдыха.

Сюда, в частности, включаются:

– время начала и окончания рабочего дня (смены), продолжительность рабочего дня (смены) и рабочей недели, число смен в сутки (на основании ст. 100 ТК РФ);

– время предоставления обеденного перерыва и его продолжительность (на основании ст. 108 ТК РФ);

– специальные перерывы для определенных категорий работников (например, грузчиков, дворников, строителей, работающих в холодное время года на открытом воздухе), а также перечень работ, на которых они заняты (на основании ст. 109 ТК РФ);

– перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, если такие есть в организации (на основании ст. 101 ТК РФ);

– выходные дни (на основании ст. 111 ТК РФ) – если организация работает по пятидневной рабочей неделе, то в Правилах внутреннего трудового распорядка нужно оговорить, какой день кроме воскресенья будет выходным;

– продолжительность и основания предоставления дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков (на основании ст. 116 ТК РФ);

– место и сроки выдачи зарплаты (на основании ст. 136 ТК РФ).

Поощрения за успехи в работе.

В этом разделе определяются меры морального и материального поощрения: их виды и порядок применения, например выдача премии, награждение ценным подарком, помещение на доску почета, присвоение различных званий на основании ст. 191 ТК РФ.

Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

Ответственность за нарушение трудовой дисциплины, порядок применения мер дисциплинарной ответственности, снятия дисциплинарных взысканий, виды взысканий и конкретные нарушения трудовой дисциплины, которые могут повлечь за собой наказание, описываются в данном разделе.

Заключительные положения.

Они включают в себя пункты об обязательном исполнении правил и порядке рассмотрения споров по поводу трудовых отношений.

Также правила могут включать в себя и другие разделы, например, «Конфиденциальная информация», «Пропускной и внутри объектный режим» или что-то другое, требующее отражения в Правилах внутреннего трудового распорядка.

Прежде всего, в правилах нужно отразить специфику организации

и зафиксировать как можно больше типичных ситуаций, возникающих в процессе работы. Например, если в организации есть сотрудники, работающие в ненормированном режиме, в правила нужно будет включить перечень должностей с ненормированным рабочим днем и оговорить условия, при которых работники будут трудиться за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Для сменщиков в правилах предусматриваются графики сменности, указывается количество и продолжительность смен, время начала и окончания каждой смены и т. п. Даже такие элементарные сведения, как время начала и окончания рабочего дня и продолжительность обеденного перерыва, обязательно должны быть закреплены в правилах.

В Правила внутреннего трудового распорядка не могут быть включены условия, ухудшающие положение работающих по сравнению с Конституцией РФ, международными актами, федеральными и региональными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективным договором.

Не следует чересчур перегружать правила и переписывать в них Трудовой кодекс. Самая большая проблема этого документа заключается в том, что он часто бывает слишком объемным и малоинтересным, а поэтому воспринимается скорее как формальность, а не как подспорье в работе. Чтобы этого не произошло, необходимо убрать из правил все лишнее (то, что и так уже закреплено в законе) и сосредоточить внимание на специфике самой организации.

Необходимо также учитывать, что «для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, утверждаемые Правительством РФ в соответствии с федеральными законами» (ст. 189 ТК РФ).

После того как Правила внутреннего трудового распорядка будут разработаны, их нужно направить на предварительное согласование с другими отделами (бухгалтерией, отделом режима или службой охраны, юридическим отделом, если правила разрабатываются кадровой службой), с представительным органом работников и утвердить у руководителя организации.

Работников знакомят с правилами под расписку при приеме на работу (а если правила принимаются вновь, то и в процессе работы). Сотрудников необходимо знакомить также и со всеми изменениями, вносимыми в этот документ. Правила должны быть доступны для прочтения в любое время. Для этого их можно вывесить в организации и во всех ее структурных подразделениях на видном месте или на корпоративном сайте.

Даже после знакомства с Правилами внутреннего трудового распорядка у новичка может возникнуть масса вопросов организационного характера: как зовут того или иного сотрудника, по какому телефону его можно найти, к кому обращаться по вопросам закупки канцтоваров и спецодежды, кто может установить нужную программу на компьютере. Но эти сведения не должны находить отражение в Правилах внутреннего трудового распорядка. Лучше разработать и принять самостоятельные локальные акты: кодекс корпоративной этики, положение о персонале и т. п., в которых закрепить стандарты внутрикорпоративного поведения сотрудников.

Перейти на страницу: 1 2 3