ManageExpert.ru

Успешный менеджмент

Методы управления дебиторской задолженностью

На размер дебиторской задолженности влияют различные факторы, в том числе рыночная конъюнктура, масштаб хозяйственной деятельности организации, существующая система взаиморасчетов с клиентами, платежная дисциплина клиентов, качество и последовательность работы с этой задолженностью. Все эти факторы обязательно должны учитываться при формировании кредитной политики. Только правильно организованная аналитическая работа с дебиторской задолженностью может вывести отношения организации и ее дебиторов из состояния хаоса и неразберихи. Отношения с дебиторами должны быть систематизированы.

Существуют следующие основные методы систематизации дебиторской задолженности. Необходимо сформировать рейтинг кредитоспособности клиентов , из которого также было бы понятно, насколько каждый клиент важен для организации. Критерием рейтинга кредитоспособности клиентов должен стать уровень риска непогашения задолженности. Этот критерий, в свою очередь, определяется кредитной историей клиента.

При формировании рейтинга необходимо учитывать следующие факторы, характеризующие масштаб сотрудничества в прошлом:

– общий стаж сотрудничества с клиентом;

– среднемесячный объем продаж или стоимость услуг, оказываемых клиенту;

– скорость оборота дебиторской задолженности клиента;

– суммы и сроки просроченной дебиторской задолженности;

– оценку значимости клиента для организации (ее может подготовить менеджер, который отвечает за работу с ним).

Исходя из сформированного рейтинга кредитоспособности клиенты подразделяются на несколько групп.

Учитывая рейтинг кредитоспособности клиентов, следует определить критерии предоставления кредита , в том числе сроки отсрочки возвращения кредита; размер и порядок предоставления скидок; форму штрафных санкций.

Одним из основных методов систематизации дебиторской задолженности является составление ее классификации по различным основаниям: по должникам, срокам, основаниям возникновения задолженности и т. д.

Классифицировать имеющуюся дебиторскую задолженность и оценить ее структуру необходимо в следующих целях:

– определить группу VIР-клиентов, которые обеспечивают организации наибольшую прибыль и терять которых нежелательно;

– определить группу злостных неплательщиков, у которых можно требовать погашения долга;

– выяснить среднюю просроченность задолженности, длительность ее существования;

– определить виды продукции или виды услуг, т. е. направления собственного бизнеса, которые наиболее обременены долгами.

Действенным методом систематизации дебиторской задолженности является ведение ее реестра, уделяя особое внимание просроченной задолженности . Одной из основных задач организации является недопущение перехода дебиторской задолженности из категории текущей в категорию просроченной, а из нее – в безнадежную. Именно для этого ведется реестр.

Особенно важно вести реестр дебиторской задолженности для VIР– клиентов, так как именно они являются наиболее важными клиентами для организации-кредитора и обеспечивают наибольший объем продаж или объем оказанных услуг. Что касается клиентов-дебиторов из группы злостных неплательщиков, то организации-кредитору лучше вообще отказаться от дальнейшего сотрудничества с ними, если это, конечно, не противоречит ее стратегическим интересам.

Необходимо провести оценку реальной стоимости и скорости оборота дебиторской задолженности .

Следует установить связь системы мотивации персонала с размером дебиторской задолженности . Так, за определенную сумму поступившей выручки от реализации менеджеру по продажам может выплачиваться премия, а с просроченной дебиторской задолженности – взиматься штраф в заранее установленном размере.

Систему предоставления кредитов и скидок желательно оформить в виде внутренних стандартов организации. В результате этого условия могут варьироваться в зависимости от кредитного рейтинга клиента. Скидки, в свою очередь, целесообразно устанавливать в зависимости от оценки значимости клиента, а также срока погашения задолженности. Максимально допустимый размер ограничивается разницей между текущей и расчетной минимально допустимой рентабельностью. В этом диапазоне клиентам могут предоставляться льготы в форме скидок за скорость погашения задолженности (предоплату, платеж раньше установленного срока, наличными денежными средствами).

Применение тех или иных методов управления дебиторской задолженностью во многом зависит от поведения должника. На практике возможны три варианта поведения должника:

1) порядочность и пунктуальность. Должник намерен своевременно погасить задолженность, честно предупреждает о задержке платежа, намерен поддерживать дальнейшее сотрудничество с кредитором;

Перейти на страницу: 1 2