ManageExpert.ru

Успешный менеджмент

Методы управления дебиторской задолженностью

2) безразличие. Как правило, поведение должника характеризуется апатией, безразличием; нарушением сроков уплаты; серьезными внутрикорпоративными проблемами;

3) непорядочность. Должник пренебрегает своими обязательствами, уверен в безнаказанности своего поведения, явно не заинтересован в партнерстве с кредитором, уверен в отсутствии будущих отношений с ним.

Кредитору следует выбирать и методы воздействия на должника.

Управление дебиторской задолженностью основано на использовании большого количества финансовых показателей. Причем в идеале анализ финансовых показателей должен проводиться не только по всей сумме дебиторской задолженности, но и по ее отдельным статьям.

Полученные в ходе проведения анализа результаты необходимо сравнить с такими же показателями за предыдущие периоды, а также с аналогичными показателями в других организациях, конечно, если это возможно. К сожалению, обобщающая статистика оборачиваемости дебиторской задолженности в российской экономике отсутствует. Максимум, что анализируют организации, – это коэффициент оборачиваемости товарных запасов (отношение выручки от реализации к средней сумме запасов).

Каждая организация формирует комплекс аналитических показателей, руководствуясь собственными информационными потребностями. Как правило, при анализе дебиторской задолженности аналитики российских организаций рассчитывают следующие показатели :

– общий ее объем;

– объем просроченной задолженности;

– своевременность платежей;

– фактическую ее оборачиваемость (общую и отдельно по клиентам);

– динамику ее погашения;

– средний период отсрочки платежей;

– средний период погашения отсрочки;

– динамику движения оборотных средств и т. д.

Расчет этих показателей позволяет контролировать отток и поступление оборотных средств и поддерживать минимально необходимый уровень имеющихся в наличии денежных средств.

Как показывает практика, большинство российских организаций постоянно контролируют общий объем дебиторской задолженности. При этом они значительно меньше внимания уделяют срокам ее погашения. Во многом это связано с отсутствием или несовершенством системы управления дебиторской задолженностью. Зачастую руководители организаций или их подразделений не могут получить необходимую информацию о сроках погашения дебиторской задолженности, так как имеющиеся у них информационные системы не в состоянии обеспечить формирование соответствующего отчета.

Кроме объема и сроков дебиторской задолженности, чаще всего отслеживаются очередность платежей, поступления по каждой группе товара и по каждому дебитору, возникновение критического уровня задолженности по каждому дебитору. Что же касается методов воздействия на дебиторов, то с этой целью обычно используются штрафные санкции, судебное разбирательство, переговоры с должниками, приостановка отгрузки товара или оказания услуг, а также изменение ранее оговоренных условий оплаты.

Применительно к российским условиям можно предложить следующие меры, которые направлены на совершенствование системы управления дебиторской задолженностью:

– отказ от дальнейшего сотрудничества с клиентами, имеющими низкий кредитный рейтинг;

– периодический пересмотр предельной суммы кредита;

– использование возможности ее оплаты векселями;

– разработку плана мероприятий по работе с каждым клиентом с указанием сроков, ответственных, оценки затрат и полученного эффекта;

– внесение информации о планируемых суммах возвращаемой задолженности в финансовый план организации с последующим контролем его выполнения;

– создание специальной группы для работы с ней;

– разработку и утверждение положения о мотивации по результатам, достигнутым группой, работающей с ней.

Перейти на страницу: 1 2