ManageExpert.ru

Успешный менеджмент

Кодеры-ковбои

Не стоит выделять какую-либо из компаний, разрабатывающих программное обеспечение. На рынке имеется бесчисленное множество примеров, подходящих для иллюстрации. Тем не менее очень редко в соответствующей литературе или на семинарах специалистов можно ветре-тить беспристрастную оценку зрелости разработчиков и качества методов программирования. Зрелость индивидуалистов

Зрелость является центральным вопросом в разработке программного обеспечения. Методисты хотят знать, сколько времени должно пройти для того, чтобы проектирование программного обеспечения созрело как дисциплина. Менеджеры беспокоятся об уровне «зрелости процесса» в тех подходах к разработке, которые применяются в их организациях. Наконец, руководителей проектов интересует зрелость тех индивидуумов, руководить которыми их пригласили.

Одна большая корпорация провела исследования в своих группах, разрабатывающих программное обеспечение. Исследовалось, как часто и на каком уровне сложности эти группы применяют общепринятые систематические или строгие подходы к проектированию программного обеспечения. Оказалось, что наиболее эффективно методы проектирования использовались отделом администрирования информационных систем и отделом деловой информации. Средние результаты показали группы обеспечения проектирования. Как вы догадались, группы, разрабатывающие операционные системы, компиляторы и сервисное программное обеспечение, замыкали таблицу. Исследования о распространенности инструментов CASE дают ту же картину. Там, где дисциплине в проектировании и зрелости процесса не придается значения, разработка программного обеспечения напоминает шоу о Диком Западе, в котором главные роли играют кодирующие ковбои.

Наша культура превозносит гения-одиночку, который от начала и до конца разрабатывает какую-нибудь блестящую теорию, машину или программу. Однако на самом деле никто не делает это, полагаясь только на свои силы. Даже хакер-подросток, укрывшийся в своей спальне и взламывающий программу с помощью собранной им же самим машины, зависит от целой армии инженеров, которые спроектировали и создали чипы, и от целых легионов программистов, которые создали соответствующие инструменты. Для тех, кто следит за моим «показателем скрытой половой дискриминации» (LSI, Latent Sexism Index), скажу, что здесь я не случайно использую местоимение мужского рода. Большинство юных хакеров — мужского пола, а особый склад ума, связанный с желанием взламывать онлайновые компьютерные системы или запускать новых изощренных червей для того, чтобы полностью нарушить работу сетей, почти исключительно является предметом мужской психопатологии. Большинство актов вандализма также совершается подростками, и давайте признаем это. Сочинение вирусов, уничтожение файлов компаний или взламывание правительственных компьютеров является просто-напрос-то вандализмом и ничем иным. К сожалению, не за горами то время, когда такой компьютерный вандализм начнет приводить к потерям в людях, тем более, что уже несколько раз мы были близки к этому. Совместное обучение

Итак, как же мы всего за несколько абзацев перешли от проектирования программного обеспечения и методологической зрелости к вопросам, связанным с полом? Суть состоит в том, что незрелое ковбойское мышление, отвергающее как дисциплину, так и сотрудничество, в значительной степени свойственно мужчинам.

На одной встрече группы планирования, проходящей в компании по разработке программного обеспечения, у собравшейся «команды» ушло 40 минут на конкурентные игры мужчин. Они спорили по поводу определений, старались занять выигрышную позицию, рисовались своими знаниями и эрудицией. В целом, каждый старался одержать верх над другими. Постепенно, один за другим, эти мужчины уходили с совещания под тем или иным предлогом. Чаще всего это было нечто «более важное», имеющее отношение к «реальной работе». Когда же остались только женщины, одна из них сказала: «Ну вот, сейчас мы можем что-то сделать». Они быстро и эффективно справились с задачей, получая удовольствие от самого процесса общения.

Перейти на страницу: 1 2 3