ManageExpert.ru

Успешный менеджмент

Интерфейсы разнообразные

Разнообразие не только политически корректно. Оно полезно. Оно полезно в командах, способствуя творческому сотрудничеству, а также на рынке, где слово «разнообразие» стало еще одним заклинанием в лексиконе рекламных агентов и представителей. Теперь PC-продукты еще и Р.С. продукты, а разнообразие проникло и в пользовательский интерфейс.

На одной конференции по CHI (Computer Human Interaction, взаимодействие между компьютером и человеком), проходившей в Бостоне, один из участников ратовал за подгонку дизайна пользовательского интерфейса под разнообразные этнические группы и сообщества пользователей. Каким образом? Разные пользовательские интерфейсы для разных «демографических групп». Это утверждение было проиллюстрировано на примере обыкновенного диалогового окна для настройки атрибутов текста: шрифта, размера, стиля и т. п. Унылый и утилитарный дизайн — не оптимальный, но и нельзя сказать, что ужасно плохой. Затем были показаны разнообразные варианты. Круговое мышление

После превосходного короткого рассказа о так называемом «европейском» дизайне (может быть, шрифт в нем назывался Eurostile?) речь зашла о дизайне для женщин: круглое диалоговое окно с маленькими круглыми кнопками и текстом, расположенным по дуге. Многие женщины говорили, что это выглядело как коробочка для контрацептивных таблеток. Или как пудреница. Как точно!

Неважно, действительно ли криволинейный рисунок женщинам нравится больше, чем мужчинам, как утверждал этот дизайнер. Диалоговое окно для настройки стиля текста — это инструмент. Суть здесь заключается в том, что круглое диалоговое окно просто-напросто намного неудобнее для любого человека — будь то женщина или мужчина. Текст, который расположен по дуге или наклонен, значительно труднее читать, чем обычный горизонтальный текст, а круговая прокрутка просто нелепа.

По признанию самого докладчика, этот дизайн подвергался критике со времени первой публикации в АСМ годом раньше. Отвечая на критику, докладчик показал слайд с традиционным диалоговым окном, которое предположительно разработали дизайнеры женского пола. Но через пару мгновений, как будто в подтверждение общей состоятельности концепции культурной настройки, он с гордостью показал диалоговое окно, разработанное для афро-американцев. Кнопки и блоки этого окна покачивались среди ярких разноцветных фигур. В качестве обоснования идеи был показан следующий слайд, на котором изображались аналогичные образцы африканского искусства. Здесь дело не в эстетической привлекательности африканских народных искусств. Даже не говоря о пользовательских предпочтениях и юзабилити-тестировании, можно отметить, что текстовые окна и кнопки в том дизайне были почти не видны на ярком фоне.

Это напоминает мне действия компании, которая несколько лет назад выпустила линейку механизированных инструментов для женщин. Компания посчитала, что мастеровитые женщины предпочтут покупать легкие инструменты с маленькими ручками. Предполагалось, что «дизайнерские цвета» инструментов отнюдь не помешают. К сожалению, эти инструменты были менее мощными и не слишком прочными. В итоге любая женщина, которая действительно хотела сделать что-нибудь сама, выбирала только настоящие инструменты: черные, некрасивые и полезные. Хужеры и африканцы

Такое подстраивание под разнообразных пользователей, проиллюстрированное на примере разноцветных диалоговых окон и красивых механических инструментов, нельзя считать ни уважительным, ни полезным. Вместо того чтобы учитывать и оценивать истинные различия, такой подход лишь закрепляет глупые и ошибочные стереотипы. Реальное разнообразие свалено в надуманные и бессмысленные категории, создавая то, что писатель Курт Воннегут назвал словом «гранфаллон» — ошибочным группированием.

В конце концов, кто же этот архетипический европеец, который предпочитает выровненные по левой стороне заголовки и художественность оформления? Итальянец или, быть может, немец? Какую эстетику и художественные предпочтения разделяют жители Сицилии и Стокгольма? Как говорит реклама газеты The European: «The European — без нее вы не европеец». «Европейская культура», противопоставленная провинциальному французскому, тосканскому или датскому среднему классу, существует только в умах директоров рекламных агенств и руководителей корпораций.

Мы создаем гранфаллоны из многих составляющих, но особенно из Африки — целого континента с десятками очень разных народов. В средствах массовой информации Африку часто воспринимают как одну страну, а африканцев — как один народ. Такое всеобъемлющее определение стирает все интересные и важные различия. В одном рекламном объявлении, опубликованном в недавнем воскресном приложении, даже говорилось о круизе «по таким экзотическим портам, как Рио-де-Жанейро, Сингапур и Африка». Это правда. Наверное, в порту Африка находится громадная гавань!

Перейти на страницу: 1 2