ManageExpert.ru

Успешный менеджмент

Мастеры

Согласно одной из аксиом научной фантастики, непосвященным любая новая технология кажется магией. Даже для тех, кто в курсе дела и знает, что все это лишь сложение с плавающей точкой и условная логика, компьютеры в какой-то степени представляются черной магией. Некоторые разработчики программного обеспечения даже усиливают ощущение волшебства, добавляя в свои продукты всевозможные мастеры (wizards), агенты и элементы активного интеллекта.

Подобно специалисту по приготовлению коктейлей, программный мастер задает наводящие вопросы, а затем делает выводы. Мастер в презентационном пакете может спросить о виде презентации, основной и второстепенных темах, о составе аудитории и о ваших целях. Далее мастер выбирает цветовую схему, шаблон слайдов и затем показывает вам заглавный слайд. Может быть, это хороший способ, а может быть, не очень, но, по крайней мере, он дает вам возможность не думать. И если вы не против визуальных материалов, которые выглядят как у всех, тогда вам и не нужно иметь хороший вкус или знать что-либо о композиции и дизайне. Просто игра

Стивен Уейс (Steven Weiss), программный методист и волшебник, однажды сказал мне: «Волшебник — это актер, который играет роль волшебника». Тогда мастер — это, должно быть, тупая программа, которая играет роль разумного актера. Хотя мы все знаем, что настоящей магии не бывает, по каким-то причинам мы готовы верить, что искусственный интеллект реален — когда видим его подобие на экране.

Даже эксперты могут доверять экранным псевдо-экспертным системам в программном обеспечении, имитирующем интеллект. Однажды я оценивал один CASE-инструмент, который включал в себя комплексную экспертную систему для автоматического преобразования аналитической модели (схемы потоков данных) в модель проектируемой системы (схему модульной структуры). В то время шло ее бета-тестирование и расширенное внутреннее применение в реальных проектах. Ни один пользователь так и не заметил, что независимо от изменения условий и критериев система всегда выдавала один и тот же вариант дизайна — выполнялась обыкновенная механическая трансформация входных параметров. Это вовсе не интеллектуальный дизайн и даже не особенно хороший. Экспертные возможности этой «интеллектуальной» программы никогда не подвергались сомнению. Рекомендации системы принимались без анализа и критической оценки.

Но мастеры хотя бы ждут просьбы показать фокусы или же стоят в стороне. Активные агенты — другая история. Эти резидентные программы следующего поколения сидят и наблюдают за тем, что происходит. Время от времени они предлагают помощь, или совет, или выдают какое-нибудь сообщение. В одном превосходном новом ГПИ каждый агент представлен карикатурной фигурой. Старуха с седыми волосами, стянутыми в пучок, представляет библиотекаршу. Строгий мужчина изображает менеджера ресурсов, а странный тип с опущенной на глаза шляпой — агента поиска. Когда эти агенты хотят что-нибудь сказать, выражение их лиц меняется. Они могут слегка хмуриться, чтобы указать на возможную ошибку, или поднимают палец и показывают, что у них есть какое-то предложение или сообщение. Если не говорить о сексизме и культурных предрассудках, можно ли считать эту идею хорошей?

Некоторые производители программного обеспечения думают, что электронная почта должна быть активной и по своей воле выполнять что-либо на машине получателя — например, запускать какое-нибудь приложение или удалять себя, если она долго лежит непрочитанной. Мне это больше всего напоминает вирус. Не знаю, как остальной корпоративный мир, но я хочу, чтобы моя электронная почта ничего не делала на моей машине, а только сидела бы тихо, пока я не решу, что с ней делать.

Люди очеловечивают все, что видят вокруг себя — от машин до кошек. Многие пользователи компьютеров дают своим машинам личные имена. Очень многие, в том числе и немало разработчиков программного обеспечения, приписывают личностные качества программному и аппаратному обеспечению. Для некоторых программистов это может быть своеобразной манерой говорить о технике, но для многих людей это действительно анимизм — форма магического мышления, в которой неживым и неразумным вещам приписывается способность действовать и думать. Имен-но так мы и поступаем, когда что-то не понимаем или не можем с чем-нибудь разобраться. Мы все этим грешим.

Перейти на страницу: 1 2