ManageExpert.ru

Успешный менеджмент

Мастеры

Мой первый микрокомпьютер получил имя Большой Чародей. Даже с ограниченной памятью и слабоватой графикой он мог выполнять некоторые довольно впечатляющие действия, связанные не только с проектированием. После целого дня работы в его памяти то тут, то там появлялись провалы. Я прекрасно понимал, что под термической нагрузкой часть микросхем работала на пределе, однако это действительно выглядело так, словно компьютер становился капризным и раздраженным, будто уставший ребенок.

Если бы не моя скептическая натура и не знания, полученные в Массачу-сетском технологическом институте, я, наверное, поверил бы, что Чародей испытывает некую неприязнь к моей подруге, которая иногда набирала на нем какие-нибудь бумаги. У меня он работал идеально, но стоило ей сесть за него вместо меня и начать набирать, как через пять минут Чародей начинал выбрасывать на экран какой-то мусор и глючить, зациклившись на какой-нибудь подпрограмме. Когда я снова садился за него, все опять работало хорошо. Я знаю, что этому можно найти какое-то рациональное объяснение (хотя мы так его и не нашли), но было трудно не поверить в то, что моя подруга и Чародей просто не ужились. Тупые терминалы

Кончено, компьютеры не думают. Даже самый лучший, так называемый машинный интеллект представляет собой не что иное, как человеческий интеллект, скрытый за ширмой пикселов и мегабайтов. Ни один из современных «умных» механизмов не имеет показатель искусственного IQ выше нуля. Вся эта «интеллектуальность», если ее можно так условно назвать, является вымышленной. На недавней конференции один юзабили-ти-каббалист, рассказывавший об «обольстительных интерфейсах», сказал, что при помощи интеллектуальных пользовательских интерфейсов можно даже «имитировать реальную интимную близость». «Это вовсе не трудно, — уверял он. — Ну, вы знаете, точно так же, как вы делаете это с вашей женой». С его женой, может быть.

Возможно, мы уже готовы признать реальность такой механической «интимности» фабричного производства. Машина теперь «персонализирует» письма, поздравительные открытки и рекламные сообщения. Многие из нас получали такие фотокопии рекламных посланий с кое-как прикрепленной запиской: «Ларри, я подумала, что это тебя заинтересует. С.». Каждый из нас знает кого-нибудь, чье имя начинается с «С», поэтому предполагается, что мы подумаем, будто это личная рекомендация от друга или знакомого. На самом деле это очередная массовая рассылка.

«Мастерство» Windows — это форма отвлечения внимания. Отвлечение внимания — это один из фундаментальных рабочих принципов магии, ее реальная, вернее, обманная сущность. Если фокусник показывает на что-либо, или машет чем-нибудь, или о чем-то говорит, он не хочет, чтобы вы заметили что-то другое. Одно из первых правил разгадывания фокуса — никогда не смотреть туда, куда вам предлагают смотреть. Обращая лица пользователей к панелям инструментов и создавая диалоговые окна, имитирующие интимность, мы отвлекаем пользователей от вопросов, касающихся предназначения программного обеспечения. Мы предлагаем им посредственность, называя ее магией. Мы предлагаем иллюзию разумного программного обеспечения, соблазняя пользователей возможностью переложить задачу мышления на машину. Естественно, машина не думает. В итоге получается, что не думает никто.

Возможно, в программном обеспечении должны быть предупреждения наподобие тех, которые наклеиваются на продукты питания и другие товары. «Данное программное обеспечение содержит подпрограммы, которые прикидываются умными». Или «Применение мастеров, агентов и других форм искусственного интеллекта не заменяет применение собственной головы». Одно скромное, но показательное исследование выявило: чем больше пользователям говорят о внутренней логике экспертной системы и технологии ее проектирования, тем менее вероятно, что они будут слепо доверять этой системе. Так что надежда еще есть.

Перейти на страницу: 1 2