ManageExpert.ru

Успешный менеджмент

Культурное изменение

Откуда организация знает то, что она знает? Как она контролирует то, что делает? Как она решает, что нужно предпринять? В каждом случае нас интересует главный центр — основное хранилище знаний, методов контроля и принятия решений. Что это — конкретный человек, неформальная группа или формальный институт?

Первый важный вопрос: где находятся профессиональные ноу-хау организации? Хранятся главным образом в головах сотрудников? Являются частью коллективного фольклора — «здесь принято делать так»? Или же они формально закреплены в методах и процедурах? Другими словами, где «живет» практический опыт и кто им «владеет»? Сколько ноу-хау можно найти в корпоративных руководствах и инструкциях? Куда нужно пойти, чтобы узнать о ходе разработки программного обеспечения? Полагается ли ваша компания всегда и во всем на знания и умения ее блестящих и опытных сотрудников? Что можно узнать, околачиваясь в столовой или слушая разговоры в коридорах? Определяется ли «наилучший способ» на основе личных предпочтений? Или же «хорошее программирование» основано на неписаных законах о том, что работает и что не работает? Как происходит накопление знаний с каждым новым проектом — индивидуально, или распространяется по всей группе, или же эти знания добавляются в архивы и формальные инструкции, принятые в организации?

Подобные вопросы мы можем задать о контроле разработки и, в частности, о том, как обеспечивается качество продуктов. Полагаетесь ли вы на чье-либо личное мнение и на то, что у вас самые лучшие работники? Существует ли в группе неформальная взаимовыручка? Заглядывают ли сотрудники друг другу через плечо, чтобы проверить или сравнить программный код? Или же в организации есть принятые стандарты, а соответствие продуктов этим критериям регулярно проверяется?

То же самое относится и к решениям о том, что нужно делать и как. Если группа обычно работает на основе консенсуса, то указ руководства компании о применении группового инструмента G вряд ли пойдет на пользу. Группа, привыкшая к тому, что ей прямо говорят о следующем проекте и технологии для его реализации, может неверно воспринять постановку на голосование вопроса о быстром создании прототипов. От альфы до омеги

Если новые технологии и методы применяются неверно, то их внедрение будет затруднено, а шансы на успех — малы. Например, один из методов перехода к широкому применению объектно-ориентированного проектирования может заключаться в привлечении большой группы консультантов. Они придут со своим рациональным и унифицированным «Объектным методом для разработки гигантских приложений» (Object Method for Engineering Giant Applications, OMEGA) в комплекте с семью томами технологических руководств и предложат несколько ступеней обучения с применением интегрированного CASE-инструмента. Такая участь может ожидать группы, в которых традиционно применяется дисциплинированное проектирование, а полки заставлены замусоленными руководствами по стандартам. Однако группа свободно мыслящих программистов, работающих по своим собственным стандартам, будет увиливать от таких занятий, чтобы покодировать. Они не станут читать инструкции и не будут обращать внимание на всю эту «корпоративную чепуху». Их методы, так же как и их умения и способности, сугубо индивидуальны. Для того чтобы до них «достучаться», вам не нужно загонять их в большой класс на просмотр учебного видеофильма или отдавать в руки бездумного инструктора. Они привыкли на свой страх и риск определять, что стоит изучать, и самостоятельно доставать необходимые материалы, поэтому каждого из них нужно убеждать в отдельности, а затем обеспечивать их локальными ресурсами для индивидуального практического обучения.

Перейти на страницу: 1 2 3