ManageExpert.ru

Успешный менеджмент

Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве

Разногласия могут возникнуть:

1) по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев;

2) непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая;

3) отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта;

4) несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом – лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае. Отметим, что в новой редакции Кодекса формулировка расширена. Так, ранее говорилось лишь о несогласии пострадавшего или его доверенного лица с содержанием акта. Таким образом, законодатель дополнил статью упоминанием о лицах, защищающих интересы погибших работников.

Возникшие разногласия рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами.

Постановление № 73 также предусматривает случаи, когда между членами комиссии возникают разногласия в ходе расследования несчастного случая (о его причинах, лицах, виновных в допущенных нарушениях, учете, квалификации и др.). Решение принимается большинством голосов членов комиссии. При этом члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акты о расследовании с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая. Особое мнение членов комиссии рассматривается руководителями организаций, направивших их для участия в расследовании, которые с учетом рассмотрения материалов расследования несчастного случая принимают решение о целесообразности обжалования выводов комиссии в порядке, установленном ст. 231 ТК РФ.

Очевидно, что законодатель предусмотрел не все разногласия, которые могут возникнуть, их перечень может быть расширен. Так, могут возникнуть разногласия по процедурным вопросам ведения расследования несчастного случая. В подобных ситуациях заинтересованная сторона также вправе обратиться с жалобой в указанные инстанции.

Могут возникнуть разногласия по вопросам установления диагноза профессионального заболевания и его расследования. Эти разногласия рассматриваются органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, Центром профессиональной патологии Министерства здравоохранения РФ, федеральной инспекцией труда, страховщиком или судом. Лица, виновные в нарушении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний (утв. постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967), привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» Минздраву России разрешено давать разъяснения по применению указанного Положения. Минздрав России своим приказом № 176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации» (БМТ. 2001. № 8) от 28.05.2001 г. утвердил формы ряда документов, которые даны в качестве приложений к приказу.

Так, приказом утверждена Инструкция о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний. Данная инструкция обязательна для всех лечебно-профилактических учреждений независимо от ведомственной подчиненности, организационно-правовой формы и формы собственности. Она предусматривает, что расследование каждого случая острого или хронического профессионального заболевания (отравления) проводится комиссией с момента получения извещения об установлении заключительного диагноза:

1) незамедлительно (группового, со смертельным исходом, особо опасными инфекциями);

2) в течение 24 часов – предварительного диагноза острого профессионального заболевания (отравления);

3) в течение 10 суток – хронического профессионального заболевания (отравления).

Комиссия устанавливает все обстоятельства и выявляет причины возникновения случая профессионального заболевания (отравления). По результатам расследования специалистом центра Госсанэпиднадзора составляется санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника.

Также комиссия в 3-дневный срок по истечении срока расследования должна составить акт.

В случае несогласия работодателя (его представителя, пострадавшего работника) с содержанием акта о случае профессионального заболевания (отравления) и отказа от подписи он (они) вправе, письменно изложив свои возражения, приложить их к акту, а также направить апелляцию в вышестоящее по подчиненности учреждение госсанэпидслужбы.

Действующее законодательство предусматривает право представителя страховщика на участие в расследовании страховых случаев. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» в ст. 11 устанавливает, что страховщик имеет право при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая[7]. Целью проведения страховщиком экспертизы страхового случая является установление обоснованности и правомерности признания несчастного случая на производстве или профессионального заболевания при их расследовании в установленном порядке страховым случаем, влекущим возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5