ManageExpert.ru

Успешный менеджмент

Цена совета. Чего ждать от консультанта

Хотя консультанты уже действуют по всему миру, важно помнить, что их корни консалтинга по-прежнему находятся в Соединенных Штатах, где консультационные компании зарабатывают в среднем до $265 млрд в год, что составляет свыше половины общих доходов этой отрасли.

В каком-то смысле создание консалтингового бизнеса много лет назад стало возможным благодаря Джеймсу Маккинзи. Этот человек стал настоящей легендой, будучи, возможно, одним из лучших ученых, исследовавших бизнес. Преподаватель Чикагского университета смог трансформировать свою страсть к бухгалтерскому учету в философию стратегического управления. В Первую мировую войну он служил в армии США, где пытался решить огромные проблемы, связанные с логистической организацией снабжения армии. После войны он решил применить свой опыт и собственную философию для создания четко управляемой компании, которую назвал McKinsey & Co.

Поскребите любого консультанта – и обязательно увидите в нем что-то от Маккинзи, человека, абсолютно уверенного в том, что он делает. Этот человек пришел из мира цифр, однако его манией была идея управления.

Эта история содержит важный урок для тех, кто идет по его стопам в области управленческого консультирования, а другой урок – для тех, кто покупает услуги консультантов в наши дни. Начиналось все многообещающе – Маккинзи как один из основных символов философии менеджмента попал в самый центр огромной корпорации, отчаянно нуждавшейся в его помощи. А закончилась история крайне неприятно.

До сих пор на Стейт-стрит в Чикаго стоит здание огромного универсального магазина, являющегося символом американского бизнеса. Этот магазин настолько связан с историей розничной и оптовой торговли в стране, что порой воспринимается как святилище. Для тех же, кто в равной степени смешивает ностальгию и материализм, магазин Marshall Field & Co., расположенный в деловой части Чикаго, в последний месяц года становится настоящей Меккой. Это одно из мест, зарабатывающих свои основные деньги на Рождество и уделяющих особое внимание этому самому прибыльному периоду года. Для многих тысяч жителей Чикаго Рождество представляется немыслимым без посещения Walnut Room, одного из помещений магазина, в котором находится огромная елка высотой в три этажа, а под ней стоят тарелки с горячим мясным пирогом, выпечкой и лежат тысячи подарков.

Если изучить историю создания Marshall Field & Co., то можно поразиться тому, чего стоило выстроить такой магазин в городе, находившемся на переднем крае экономического роста. Задолго до того, как Чикаго выгорел дотла в 1871 году, Field’s была настоящим магнитом для тех, кто хотел приобрести качественные вещи. Магазин был столь уверен в своем будущем, что строил собственные фабрики по производству текстиля и рассылал по всему свету закупщиков, имевших одну цель – найти и купить самое лучшее. Магазин занимался оптовыми закупками, снабжая не только бурно растущий Чикаго, но и небольшие городки. Руководство Field’s потратило целое состояние на строительство витрин, каждая из которых была посвящена определенной теме и дизайн которых отражал самые свежие культурные веяния. Оптовая и розничная формула работы магазина была очень успешной. На протяжении десятилетий Field’s получала существенные прибыли и признание. Компания стала лидером всей американской розничной торговли и активно воплощала в жизнь свой девиз «Дайте женщине то, что она хочет!».

Однако одна важная страница истории Field’s почти неизвестна многим покупателям, делающим покупки в магазине в предвкушении Рождества. Эта история связана с настоящей войной между Маккинзи и приверженцами традиций, управлявшими магазином почти 60 лет назад. Маккинзи был гениальным чужаком, приглашенным в компанию для того, чтобы совершить чудо. Выживание бизнеса в тот момент было под вопросом. Разногласия между сторонами той битвы очень похожи на разногласия между консультантами по управлению и руководителями компаний в наши дни. Маккинзи был человеком извне, обладавшим великолепной репутацией, который сначала выступал как сторонний консультант, а затем был приглашен в штат компании – такое часто происходит и в наши дни по всему миру. Маккинзи защищал метод научного управления и предложил компании новую философию бизнеса (что также в большой степени присуще современным консультантам). Он агрессивно защищал идеи уменьшения размеров компании (downsizing) еще до того, как это явление получило такое название. Он был в равной степени безжалостен и активен в своих действиях. Он был уверен в своей правоте практически по любому вопросу. Далеко не во всем он оказался столь толковым, как казалось.

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15