ManageExpert.ru

Успешный менеджмент

Цена совета. Чего ждать от консультанта

В то время консалтинг был совершенно новой отраслью, маленькой настолько, что было сложно определить, чем занимаются такие компании и насколько быстро они растут. Однако то, что произошло в Marshall Field & Co. в годы депрессии, практически предсказало, во что может превратиться эта отрасль, а Маккинзи, ключевая фигура произошедшего, чья история и деятельность не были ни в малейшей степени забыты, выступил в роли пророка.

Маккинзи прошел через все ворота, через которые нужно пройти консультантам сегодняшних дней, в каждом своем шаге он переигрывал любого из своих конкурентов. Джеймс Оскар Маккинзи был провидцем, наполненным идеями из лучших бизнес-школ Америки. Тем не менее о его деятельности осталось не так много свидетельств. Он удостоился лишь одного абзаца в книге «Who Was Who in American History». Про него написана крошечная книга «Management and Consulting: An introduction to James О. McKinsey», авторства преподавателя Корнельского университета Уильяма Вульфа, опубликованная в 1978 году. В ней Маккинзи предстает в роли Моисея, пророка современного бизнеса, а его управленческие планы превозносятся подобно десяти заповедям. Эту книгу не так-то легко найти. При упоминании его имени многие современные консультанты теряют интерес к разговору – складывается впечатление, что для них он стоит в одном ряду с другими значительными фигурами давнего прошлого, где-то между Карнеги, Рокфеллерами, Гулдами, Стэнфордами и другими создателями мира, в котором он работал. Нынешние консультанты практически не видят связи между тем, что Маккинзи делал много лет назад, и тем, что они сами делают сегодня. Однако это невозможно игнорировать. Внимательно изучите корни любой консультационной компании – и рано или поздно придете к истории Джеймса Маккинзи. Помимо фактора времени ничто не отличает его от любого сегодняшнего консультанта. Он был трудоголиком еще до того, как появился термин, описывающий это навязчивое состояние. Его приверженность интересам клиента не вызывала сомнений, равно как и ценность его работы. Он превратил получение прибыли в собственную религию. Он верил, что в состоянии сделать любую работу любой ценой и вне зависимости от спроса.

В случае с Marshall Field & Co. брошенный вызов был практически безграничным. А цена для Маккинзи оказалась крайне высокой.

В разгар Великой депрессии, когда оптовый бизнес компании находился в глубоком коллапсе, Field’s отказалась от своей патерналистской культуры и решила обратиться за помощью к людям извне. Это было беспрецедентным шагом для компании, гордившейся своими руководителями, поднявшимися по карьерной лестнице с самых низов. Это была компания, в которой активный и прилежный мальчик на побегушках мог достичь высот иерархии, постепенно двигаясь по длинному старомодному пути от одной управленческой должности к другой. Если вы занимались продажами, то перед вами были открыты все пути в компании – большинство ее руководителей пришли из отдела продаж. Для старых сотрудников обращение за помощью к чужаку было верхом глупости. Они при первой возможности сопротивлялись и создавали препятствия, которые могли бы остановить почти любого. Однако депрессия настолько сильно повлияла на механизмы розничной торговли, что принятые в компании «испробованные и истинные» методы повышения прибыльности перестали работать.

Президент Field’s Джон Макинлей, который с 1888 года входил в правление и начал свою карьеру с должности помощника кассира с жалованием $2,25 в неделю, видел за свою жизнь много панических ситуаций, но с такой столкнулся впервые. В 1931 году розничное подразделение компании заработало $1,6 млн, однако потери в оптовой торговле были столь значительны, что съели практически всю прибыль, и год окончился с убытками в $5 млн. В 1932 году компания впервые за тридцать лет не выплатила дивиденды. «Наша компания подобна кораблю, – сказал Макинлей своим сотрудникам, – и сейчас мы временно находимся на мели…» Он перепробовал все способы, чтобы при вести дела в порядок. Навел блеск в магазине на Стейт-стрит, вложив $600 000 в строительство эскалаторов. Он продолжал надеяться на то, что Field’s Merchandise Mart, огромный оптовый магазин, выстроенный со значительным превышением строительного бюджета всего лишь за год до начала депрессии, сможет оживить полумертвую оптовую деятельность компании. Этого не произошло.

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13 14 15